23 марта аналитическое агентство «РАЭКС-Аналитика» наградило лидеров рынка межкорпоративной электронной торговли по итогам 2021 года. В аналитическом бюллетене конференции вышло интервью с директором ЭТП ONLINECONTRACT Александром Гуровым.
— Каковы результаты 2020 года для рынка межкорпоративной электронной торговли? Оказал ли локдаун существенное влияние на динамику электронного рынка B2B?
— Пандемия стала серьёзным испытанием для бизнеса. Огромное количество компаний не смогли адаптироваться к новым реалиям, особенно тяжело это сказалось на малом бизнесе. Но тем не менее, как это ни парадоксально, коронавирус стал неким катализатором в сфере коммерческих закупок, который открыл новые перспективы и точки роста для бизнеса. Вынужденная оптимизация бизнеса, сокращение бюджетов — всё это стало толчком к разумной экономии и как следствие, к поиску соответствующих инструментов и переходу на электронные торговые площадки. Именно в сегменте корпоративных закупок это проявилось наиболее явно.
— Стал ли локдаун дополнительным стимулом для цифровизации закупок компаний и использования ими ЭТП для проведения закупок?
— Доля электронных услуг на российском рынке увеличивается. Они стали органичным элементом цифровой трансформации. Локдаун только ускорил этот процесс и именно в этот период многие компании стали переводить свои закупки в электронную форму.
Если раньше электронные торговые площадки воспринимались как что-то сложное и приближённое к государственным и муниципальным закупкам, то сейчас поставщики, в поисках новых каналов сбыта с большей охотой присматриваются к ЭТП как к полноценному и эффективному в нынешних условиях каналу продаж. Они разбираются, вникают и находят здесь для себя новые возможности, которых не видели раньше. Просто было не до этого, работали привычные каналы. С одной стороны, это вынужденная мера, с другой — немало поставщиков освоили за это время для себя новый эффективный канал продаж, который будет работать и дальше.
— Какие услуги вашей ЭТП оказались наиболее востребованными в условиях вызванного пандемией локдауна?
— Как мы знаем, эффективность электронных закупочных процедур часто зависит от уровня бизнес-процессов компаний-закупщиков. В связи с этим очень востребованным является консалтинг закупочных процессов. С первого дня сотрудничества с заказчиками мы активно работаем по вопросу повышения эффективности каждой закупки, предоставляем кейсы успешных процедур, даём шаблоны документов, ведём обучение сотрудников лучшим практикам. Также у нас развивается проект «Открытые закупки», в рамках которого мы готовим полный комплект документов, регламентирующих закупочные процессы на предприятии. Это комплексная работа по организации эффективной системы закупок на предприятии заказчика: от планирования и правильного оформления закупок до грамотной публикации и подведения итогов.
— В условиях пандемии и перевода большинства предприятий на удалённый режим работы, в какой мере заказчики использовали функционал и возможности площадки для организации удалённой работы закупочного офиса? Какой новый опыт в данной сфере принёс 2020 год?
— В марте-апреле мы почувствовали снижение активности клиентов, а потом ситуация начала выправляться. Здесь сыграли свою роль два фактора. Во-первых, естественно, пандемия и связанные с ней ограничения. Во-вторых, начало валютной лихорадки. Рубль начал падать, курсы валют взлетели. Те объёмы закупок, которые номинировались к валюте, попали в некую зону неопределённости. Было непонятно, кто возьмёт на себя эти валютные риски. Поставщики ждали момента, когда всё «устаканится». И сложившаяся ситуация привела к тому, что снизилась активность заказчиков и участников. Но вскоре после окончания карантина отложенный спрос начал возобновляться.
В период пандемии мы старались оказать максимальную консультационную поддержку нашим клиентам и это пользовалось спросом. Стоит отметить, что ЭТП ONLINECONTRACT в период пандемии ни на один день не прекратила работу и сохранила высокий уровень обслуживания клиентов.
— С какими наиболее острыми проблемами столкнулись крупнейшие заказчики в связи с пандемией и в какой мере услуги и функционал вашей площадки помог им в решении этих проблем?
— Крупные организации столкнулись с проблемой снижения доходов, что привело к оптимизации бюджетов, более эффективному их использованию. Если говорить о заказчиках, раньше они не обращали внимания на нюансы закупочного процесса, то сейчас стали вынуждены это делать. Очень часто эти размышления приводили их на электронные торговые площадки, как эффективный инструмент организации закупок.
Помимо этого, многие компании столкнулись с проблемой потери традиционных коммуникаций (личных встреч и переговоров). Им пришлось быстро адаптироваться и перестраивать свои бизнес-коммуникации в онлайн-формат. В том числе, это коснулось сферы закупок.
— Какие новые тенденции и инновации в развитии услуг для проведения электронных закупок крупнейших компаний вы могли бы отметить?
— Среди тенденций можно выделить тренд последних нескольких лет — создание электронных магазинов для малых закупок, сочетающих в себе свойства маркетплейса и традиционной ЭТП. Мы также развиваем аналогичные сервисы на нашей площадке, давая возможность коммерческим заказчикам переводить в электронную форму свои малые закупки.
Не теряют актуальности автоматизированные и интеграционные процессы при совершении закупочных процедур. У крупнейших компаний появляются запросы на достоверные сервисы расчёта НМЦК с функциями агрегатора информации о предмете закупки с различных ресурсов.
— Какие долгосрочные последствия, как негативные, так и позитивные, могут иметь экстремальные обстоятельства 2020 года для развития рынка услуг ЭТП?
— Ситуация для развития рынка коммерческих закупок, в целом, благоприятная. Процесс цифровизации идёт активно — мы видим интерес со стороны заказчиков, а большинство поставщиков привыкло получать заказы через электронные торги. Но есть факторы, которые влияют на снижение скорости и эффективности развития электронного рынка. Это неоднозначная экономическая ситуация в стране. Количество новых промышленных предприятий очень незначительное, доля импорта и доля госкорпораций высока. Экономика находится в нестабильном состоянии и, естественно, это распространяется на все сферы деятельности, в том числе и на деятельность электронных торговых площадок. С другой стороны, эта ситуация стимулирует предприятия снижать издержки.
— Готовящиеся поправки в законодательство предусматривают создание на базе ЕИС рейтинга деловой репутации поставщиков. Какими наработками в области оценки деловой репутации и управления рисками недобросовестного поведения контрагента обладает ваша ЭТП? На каких подходах, по вашему мнению, должен быть основан такой рейтинг?
— Так как рейтинг деловой репутации поставщиков был задуман как инструмент для поощрения добросовестных поставщиков, то он однозначно должен быть базироваться на принципах объективной оценки опыта работы поставщиков и отсутствия ограничения конкуренции. Мы, в свою очередь, полагаем, что рейтинг не должен основываться лишь на информации об исполнении поставщиками контрактов по 44-ФЗ и/или 223-ФЗ. Положительный опыт исполнения коммерческих контрактов также должен учитываться при формировании рейтинга. Это потребует от операторов ЭТП полной оцифровки этапа заключения и исполнения контракта по итогам коммерческой закупки. Такие участники, за плечами которых есть большое количество качественно исполненных коммерческих контрактов, должны также иметь экономические преференции для участия и в госзакупках.
Что касается нашей ЭТП, то у нас уже давно функционирует удобный инструмент для оценки благонадёжности участников — отчёт по аффилированности. Ещё одна разработка в этой области — портал безопасности, который представляет собой уникальный сервис для полной проверки участников с целью управления рисками.
Кроме того, на ЭТП ONLINECONTRACT есть собственный рейтинг поставщиков, который учитывает результаты деятельности каждого участника по нескольким критериям — степень активности и успешности участия, выгодность цен и коэффициент надёжности.
— Продолжится ли, на ваш взгляд, дальнейшее сближение законодательного регулирования сегментов 44-ФЗ и 223-ФЗ? К каким последствиям для присутствующих на этих рынках операторов это приведёт? Как будет изменяться бизнес-модель операторов под влиянием развития законодательного регулирования?
— Представители контрольных ведомств в последнее время всё чаще заявляют о необходимости сближения положений 223-ФЗ и 44-ФЗ. Причём это касается не только внедрения в 223-ФЗ механизмов, положительно работающих в 44-ФЗ, таких как универсальная переквалификация или перевод взаимодействия между заказчиками и участниками закупок в ЕИС, но и осуществление закупок по 223-ФЗ на аккредитованных электронных площадках.
В целом это приведёт к более высокой степени законодательного регулирования закупочной деятельности заказчика по 223-ФЗ, что, в свою очередь, отразится на деятельности и функционале ЭТП, где будет явно прослеживаться акцент на коммерческих либо государственных закупках. Полагаем, что часть операторов перестроится на активную работу с коммерческими заказчиками, обратив внимание на потребности заказчиков, представляющих малый и средний бизнес.